ТОП-10 домов, которые архитекторы строили для себя

Обеспечить ее устойчивость

Архитекторы, проектируя дома лично для себя или своих родственников, друзей, стараются, экспериментируют и отдают предпочтение смелым и нестандартным решениям. Ведь в этом случае архитектор является не только исполнителем, но и заказчиком. Такая особенность дает ему возможность реализовать что-то интересное, непривычное.

Из статьи можно узнать:

• в каких частных домовладениях проживали и трудились популярные архитекторы 20 столетия;

• как специалисты отражали собственные принципы в проектах;

• интересные факты о тех или иных проектах.

Дом-мастерская К. Мельника

Когда возведено: с 1927 по 1929 гг.

Месторасположение: Москва (РФ)

Используемые материалы: древесина и кирпич

Это строение многие считают культурной аномалией. К. Мельников (яркий представитель авангарда в СССР) реализовал уникальный проект – 3-этажное жилое строение для своей собственной семьи. Изначально планировалось, что в дальнейшем появился немало таких сооружений-коммун.

В состав входит два вертикально расположенных цилиндра, которые врезаны друг в друга. Здание дополнено оконными системами шестиугольной формы. Для декорирования фасада использованы светлые материалы. Вход дополнен надписью «К. Мельников Архитектор».

Хотя Мельников и получил в Моссовете ссуду на пятнадцать лет, средств было очень мало. Именно поэтому мастер тщательно рассчитывал свои расходы. Кстати, по этой же причине выбрал такие материалы как кирпич, так и древесину.

Большинство помещений внутри этого дома не изолированы. Помимо этого, нет и несущих конструкций. Нижние этажи выделяются относительно невысокими потолками, кверху они постепенно расширяются. Для оформления различных помещений использованы уникальные оттенки: лиловый, бежевый, медово-желтый. В этом доме отлично смотрится габаритная мебель.

«Кабанон» Ле Корбюзье

Когда возвели: с 1951 по 1952 гг.

Месторасположение: Рокбрюн-Кап-Мартен (Франция)

Используемые материалы: фанера и древесина

Это строение довольно сильно напоминает хижину, которая расположилась на Лазурном берегу (Франция). Именно в этом доме и доживал свои последние годы мастер. Площадь жилья составила всего 15 кв. м. Несмотря на то, что со стороны объект довольно сильно напоминает бревенчатое строение, Корбюзье его тщательно проектировал. Он прилагал все усилия, чтобы создать модульную систему. Учитывал в процессе и пропорции тела человека.

«Каждый миллиметр в этом строении использован с умом. Именно поэтому здесь есть все, что может потребоваться для комфортного проживания».

Для строительства этого сооружения использованы сборные детали, подготовленные из простых материалов. В доме есть место для работы и отдыха, установлена сантехника, классическая вентиляционная система и шкаф, предназначенный для хранения вещей. Стены декорированы художником, а потолок – окрашен. Поскольку дом располагался рядом с рестораном, потребности в создании кухни не было.

Кстати, этот дом стал единственным объектом, который мастер спроектировал лично для себя. Многие считают, что такое жилье не очень комфортное. На самом деле здесь все учтено, строго соблюдены все пропорции. Это и позволило Корбюзье создать совершенный объект.

Дом «Каноа» О. Нимейера

Когда проходило строительство: с 1951 по 1953 гг.

Расположение: Рио-де-Жанейро (Бразилия)

Какие материалы использовались: древесина, железобетон и прочное стекло

О. Неймар проходил обучение у Л. Корбюзье. Многие считают, что Оскар – последний представитель классического модернизма. Кстати, Неймар старался создать что-то чувственное и мягкое. Его учитель использовал совершенно иной подход.

Неймар старался избегать строгих линий и острых углов. Он же первым доказал, что бетон – пластичный материал, с которым несложно работать.

Из дома архитектора открывается шикарный вид на океан. Для его строительства мастер использовал не только бетон, но и стекло, древесину. Все это позволило ему создать уникальную конструкцию.

«Несомненно, функциональность архитектуры имеет важное значение. Но не следует забывать о гармонии и чувстве прекрасного».

Кровля у этого строения плоская и немного изогнутая. Для того чтобы обеспечить ее устойчивость, использовались колонны из стали. Для конструирования стен мастер воспользовался стеклом. Именно поэтому в помещение проникало большое количество света. Внутрь дома частично попала глыба из гранита. Именно этот элемент и стал центральным во всей композиции.

Архитектор, выбирая планировку для собственного дома, отказался от условностей. В данном случае специалисты постарался объединить между собой «открытость» и приватную зону. Нижний этаж в этом доме полностью остеклен. Здесь расположена кухонная зона, а также гостиная. Чтобы подняться на верхний этаж, следует воспользоваться лестницей. Наверху сосредоточена закрытая зона. В нее входит не только спальня, но и рабочий кабинет, санитарный узел. Дом отлично сочетается с природой, расположенной вокруг.

Экспериментальный жилой дом А. Аалто

Когда построили: с 1952 по 1954 гг.

Расположение: остров Мууратсало (Финляндия)

Какие материалы использовались для строительства: керамика, древесина и кирпич

Это жилое строение, возведенное А. Аалто, напоминает своеобразную архитекторскую лабораторию. Именно здесь специалист проводил разнообразные опыты. Для строительства жилого объекта выбрано шикарное место на скалистом берегу расположенного в лесу озера. Здесь архитектор активно проводил эксперименты с разнообразными стройматериалами, определенными архитектурными формами или техникой.

В состав жилого объекта входит сразу два крыла. В одном крыле сосредоточена гостиная. Главное крыло включает несколько спален, а также столовую и кухню. Отличительная особенность созданной Аалто композиции – это наличие шикарного двора.

На придомовой территории сосредоточено место, где можно разводить огонь. Дополнительно возведены и определенной высоты стены. Для этих целей использовался белый кирпич. В качестве декора применены руны.

При проектировании дома мастер вдохновлялся архитектурой Италии.

«Перед тем как приступить к разработке проекта, следует изучить все, проанализировать местность».

В созданной лаборатории он довольно часто проводил разнообразные эксперименты. Например, Аалто исследовал различные материалы, разрабатывал фундамент, который бы выделялся особой прочностью, работал с определенным солнечными системами отопления. Расположенные во дворе стены и пол архитектор успешно разделил на пятьдесят частей. Они отличаются не только способом монтажа, но и типом кирпичей, иными показателями. Это позволило ученому понять, сколько продержится материал в таких климатических условиях.

Не менее интересен дом изнутри. Для облицовки стен Аалто выбран штукатурку белого цвета. Помимо этого, использовалась и древесина, и текстиль. Для конструирования мебели применялась фанера. Рядом с домом расположена финская баня, дополнительно сформирован причал. Кстати, проекты для всех объектов архитектор Аалто подготавливал лично.

Дом Имзов

Когда построено: с 1945 по 1949 гг.

Расположение: Лос-Анджелес (штат Калифорния, США)

Какие материалы использовались для строительства и отделки: древесина, прочное стекло, бетон, а также алюминиевый сплав

Этот дом проектировался специально для дизайнерской пары Имзов. Все мероприятия проводились в рамках уникального проекта по возведению экспериментального жилого строения. Те архитекторы, которые участвовали в данном проекте, постарались использовать инновационные и качественные материалы, современные технологии, подготовленные в период Второй мировой войны. Изначально планировалось, что на возведение этого объекта потребуется немного времени, но при этом он будет соответствовать всем нормам.

В самом начале Имзовы возводили дом для конкурса, но в дальнейшем пара дизайнеров решили здесь жить. Жилой дом сосредоточен на склоне. Для того чтобы обеспечить его устойчивость, сконструирована бетонная опорная стена.

В состав дома входит два блока, изготовленных из стекла и стали. Одна часть используется дизайнерами для проживания, вторая – для работы. Со стороны жилье, созданное Имзовыми, напоминает известное полотно Пита Мондриана.

В сооружении расположена разнообразная мебель, отличающаяся формой, оттенком, размерами. Для конструирования мастера использовали натуральное сырье.

Дом В. Гропиуса

Когда возвели: с 1937 по 1938 гг.

Расположение: Линкольн (штат Массачусетс, США)

Какие материалы использовались: древесина, пластик, стеклоблок, натуральный камень, кирпич и сталь

О том, кто такой В. Гропиус, осведомлены многие. Все потому, что именно этот человек основал довольно известную в 20 столетии школу Баухауз. В 30-ые годы прошлого века архитектор переехал в США. Здесь он в течение определенного времени преподавал в Гарвардском университете. В этот же период архитектор приступил к строительству собственного жилья. В процессе проектирования мастер постарался совместить модернистские учения, а также классической архитектуры Новой Англии.

Гропиус постарался продемонстрировать, что даже те предметы, которые массово изготавливают и выпускают в США, отлично подходят для оформления интерьера. Они идеально вписываются в современную обстановку.

Строение отличается прямоугольной формой. Оно дополнено плоской кровельной системой. Для обшивки дома использована белая древесина. По всему периметру расположены ленточные оконные системы. Для конструирования фундамента применяли натуральный камень. Чтобы разнообразить экстерьер, для строительства крыльца использовали оригинальные блоки из стекла. Помимо этого, в доме расположили и винтовую лестницу, изготовленную из металла. Специально для дочери мастер подготовил отдельный вход, которым она может воспользоваться, чтобы попасть в свою комнату.

Нижний этаж разделен на несколько секторов. Для этих целей использованы стеклянные панели. Большинство предметов интерьера при создании дома изготавливали в мастерских при школе Баухауза. Дом архитектора – единственное место за пределами Европы, где собрано такое большое количество мебели, подготовленное учениками школы Баухауза.

Часть вещей в доме – это то, что Гропиус успел вывезти из Германии. Для оформления интерьера мастер воспользовался стандартными оттенками – черный, земляной, серый и белый. Эти материалы идеально сочетаются между собой.

При проектировании дома Гропиус использовал и современные технологии. Например, в жилье установлена эффективная вентиляционная система, а также качественные пластиковые панели, с помощью которых обеспечивается приемлемый уровень звуковой изоляции. Чтобы не носить постоянно воду из колодца, мастер создал специальную систему для сбора дождевой воды.

Дом из стекла Ф. Джонсона

Когда построили: с 1948 по 1949 гг.

Расположение: Нью-Канаан (штат Коннектикут, США)

Какие материалы использовались: кирпич, прочное стекло и сталь

Ф. Джонсон, увидев проект виллы, которая принадлежала Л. Роэ, решил реализовать нечто подобное. Во время подготовки проекта мастер руководствовался принципом «Меньше – значит больше». Жилой дом включает всего один этаж. Он выделяется открытой планировкой. Изначально специалист планировал создать прямоугольный объект из нержавеющей стали и прочного стекла.

Внутри жилого дома есть только одно жилое помещение. Чтобы разделить его на несколько зон, использованы модули из древесины. Только ванную комнату мастер решил отделить полностью. Для этого мастер применил кирпич. Объем мебели специалист решил сократить.

«Строение – это самое чистое из того, что я за все время создавал».

Для американского архитектора было важно объединить между собой экстерьер и интерьер. Именно поэтому созданный Гропиусом дом идеально вписался в ландшафт. Архитектор приложил максимум усилий, чтобы добиться единения с природой. Именно поэтому и мебель с особой тщательностью выбирал.

На собственном участке Ф. Джонсон возвел всего 14 различных объектов. На все этого у него ушло свыше пятидесяти лет. В результате, на участке появились разнообразные павильоны, а также художественная галерея.

Дом Шредер, расположенный в Утрехте

Когда возвели: с 1923 по 1924 гг.

Расположение: Утрехт (Нидерланды)

Какие материалы использованы для строительства: древесина, железобетон, а также кирпич и сталь

В двадцатом столетии появилось довольно много архитекторов и дизайнеров. В их число вошел и Г. Ритвельд из Голландии. Проектированием дома специалист занимался по просьбе своей супруги Т. Шредер. Молодая женщина хотела, чтобы ее дом идеально соответствовал всем потребностям и пожеланиям.

При проектировании этого строения Ритвельд пользовался несколькими принципами неопластицизма. Это и позволило создать уникальный и универсальный объект, который выделяется строгими геометрическими формами, некоторой элегантностью. Для оформления дома использованы разнообразные оттенки (черный, синий, желтый, красный, серый). Ритвельд постарался сделать не дом, а уникальную композицию.

Для конструирования каркаса использованы качественные железобетонные плиты, а также профили из стали. Чтобы возвести прочные стены, Г. Ритвельд использовал кирпич. Нижний этаж отличается классической планировкой. Здесь есть кухонное помещение, библиотека, а также студия. Что касается второго этажа, его архитектор решил сделать трансформируемым. Для этого применил раздвижные панели.

Чтобы периодически закрывать окна, установил ставни, изготовленные из прочной фанеры. При окрашивании мебели и некоторых декоративных элементов использовали те цвета, которые входят в палитру неопластицизма. Практически все предметы интерьера Ритвельд изготовил собственными силами.

Дом Ванны Вентури

Когда возвели: с 1962 по 1964 гг.

Расположение: Филадельфия (штат Пенсильвания, США)

Какие материалы использовались: древесина и кирпич

Р. Вентури в 60-ых годах прошлого века приступил к проектированию жилого дома для своей мамы. Он решил создать первое в истории уникальное «антимодернистское» жилое строение. На строительство ушло несколько лет. Практически сразу же после этого архитектор подготовил манифест, который касался сложностей, а также противоречий в архитектуре. В данной публикации Вентури критиковал несколько архитектурных стилей, например, «интернациональный», а также «модернизм».

Несмотря на то, что фасад кажется простым, мастер реализовал сложную архитектурную концепцию. Он постарался сохранить полную симметрию. Здание дополнили двускатной кровлей, которую в тот период возводили очень редко, а также массивным дымоходом. Снаружи кажется, что дом довольно большой. Вентури с помощью уникальных технологий и нестандартных подходов постарался исказить масштаб.

Пропорции нарушены не только с внешней стороны, но и внутри. Например, установлены относительно небольшие двери, а также огромные окна. Большинство жилых помещений сосредоточено на первом этаже. На втором – только спальня.

Дом Фрэнка Гери

Когда строили: с 1978 по 1979 гг.

Расположение: Санта-Моника (штат Калифорния, США)

Какие материалы использовались: гофрированная сталь, проволочная сетка, асбест, древесина, стеклопластик, стекло, фанера и другие

В данном случае архитектор не строил дом с нуля. Он перестроил классическое бунгало. Мастер приложил максимум усилий, чтобы из типичного для этих мест жилья создать истинный символ деконструктивизма. Кстати, готовое строение некоторых до сих пор приводит в восторг, другие его активно критикуют.

Ф. Гери отмечал, что «конструкция, которая только возводится, всегда более привлекательней и интересней, чем готовый объект». Именно поэтому он изначально демонтировал каркас, убрал отделочный слой и напольные покрытия. Чтобы преобразить строение, мастер поработал с различными текстурами, изменил формы, скорректировал линии, а также соединил старое и инновационное. Вершина этого строения со стороны напоминает недостроенное здание.

Экстерьер дома оформлен в постмодернистском стиле. Интерьер же совершенно другой. Внутри расположена мебель, которая имеет стандартную форму. В некоторых случаях она кажется лишней. Окна в бунгало нестандартной формы, изготовлены из нескольких материалов, которые удачно сочетаются. Центральной частью жилого дома является гостиная, которая напоминает художественную галерею.

«Нам во время продажи сказали, что в бунгало живут призраки. Я подумал и решил, что в моем жилье будут находиться призраки кубизма».

Ф. Гери не раз отмечал, что его дом – это своеобразная архитектурная лаборатория. Он модернизировал его много лет, дополнял новыми элементами.