Основные этапы становления и развития школы Баухауза

Ручной работой

Наиболее влиятельной школой прикладного искусства, дизайна и архитектуры 20 века является Баухауз. Она просуществовала всего 14 лет, но спровоцировала истинную художественную революцию. Особое внимание представители данного учреждения уделяли работе с определенными предметами быта, городскими ландшафтами. Именно они и сформировали основные принципы рациональности, а также практической полезности форм.

В данной публикации мы коснемся основных этапов становления и развития школы Баухауза. Отдельное внимание уделим тем людям, которые заложили основные принципы этого учебного учреждения.

Школа Баухауза в Веймаре (с 1919 по 1925 гг.)

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауза открылась на территории Веймара в апреле 1919 г. Должность директора данного учебного учреждения занял В. Гропиус. Вальтер участвовал в Первой мировой войне. Кстати, в то время о нем, как об архитекторе, знали многие. Мастер все время хотел открыть школу, которая бы изменила подход к дизайну и архитектуре. В скором времени ему представилась такая возможность.

Вальтер Гропиус считал, что между художником с ремесленниками нет принципиальной разницы. Именно поэтому каждый художник обязан изучать ремесло, его особенности. Уже в 1919 году директор школы Баухауза подготовил декларацию, в которую и были внесены основные принципы.

«К ремеслу следует обращаться не только художникам, скульпторам, но и архитекторам».

Подготовленный Гропиусом манифест полностью соответствовал духу тех времен. Дополнили его уникальной гравюрой Л. Фейнингера, получившей название «Собор».

«Очень важно не только живописцам и архитекторам, но и скульпторам возвращаться к ремеслу. Ведь особой разницы между архитектором и ремесленником нет. Каждый должен принимать во внимание основные законы мастерства. Только в этом случае можно достичь определенных результатов в творчестве».

Особенности процесса отбора студентов и их обучения

Директор принял решение, что каждый предмет должны преподавать сразу два учителя. Один из них – ремесленник. Он рассказывает об основах профессии. Второй преподаватель – художник. Он прививает чувство стиля, вкуса, а также вдохновляет студентов.

Изначально в школе Баухауза работали Г. Маркс, И. Иттен, а также Л. Фейнингер. С течением времени в учебное заведение на работу пришли В. Кандинский, Л. Мохой-Надь и П. Клее. Кстати, некоторые студенты, отучившись, оставались в учебном заведении. Они становились мастерами с ремесленниками.

На обучение принимали студентов, возраст которых варьировался в диапазоне от 17 до 45 лет. Поскольку после войны многие люди не располагали средствами, Гропиус обратился в Минобразование Веймара. Он попросил, чтобы со студентов не брали средства за обучение. Помимо этого, лучшим ученикам назначали определенную финансовую помощь.

В школу Баухауза могли поступать не только мужчины, но и женщины. Стоит отметить, что большинство девушек в первые несколько лет попадали в текстильные, а также в ткацкие цеха. Гропиус объяснял это тем, что с архитектурными формами, металлом и сплавами могут работать лишь мужчины. У женщин же совершенно иной тип мышления.

Через время ситуация изменилась. Например, М. Брандт – одна из наиболее известных студенток этого учебного учреждения. Она работала именно в металлическом цеху. В конце 1928 года ее назначили руководителем этого цеха.

Программу обучения подготавливали директор Гропиус. Он считал, что студенты должны заниматься ручной работой. Ведь это положительно влияет на их развитие. Гропиус утверждал, что между машинным и ручным трудом есть лишь одно отличие – масштабность. Но вот контролировать работу определенного оборудования сможет лишь тот человек, который знает особенности ремесла, умеет работать с различными текстурами и материалами. Для директора было очень важно, чтобы его студенты постоянно развивались, создавали что-то.

Особенности учебной программы школы Баухауза

Самая первая учебная программа, подготовленная для студентов школы Баухауза, включала три курса – начальный (подготовительный), практический, а также строительный. Изначально обучающиеся знакомились с основными формами, их особенностями, узнавали, как правильно работать с различными материалами. После этого они приступали к изучению практического курса. Преподаватели, которые с ними работали, показывали, как создавать продукцию, как выбирать форму, оттенок. На территории школы открыли несколько мастерских. В каждой работали с определенным материалом, например, с глиной или со стеклом, натуральным камнем или текстилем. После перехода на строительный курс студенты начинали посещать стройплощадку.

Такая программа обучение приносила немало удовольствия обучающимся. Ведь они принимали непосредственное участие в создании чего-то нового и интересного. Многие студенты в дальнейшем занимались массовым производством, работали в сфере промышленности.

И. Иттен – это один из первых преподавателей подготовительного курса. Гропиус лично привлекал швейцарского художника. До этого Иттен длительное время работал в Вене. Оттуда он приехал вместе со своими учениками (шестнадцать человек). Молодые люди и стали первыми студентами учебного учреждения Баухауза.

Французский преподаватель самостоятельно подготовил уникальный «форкурс». Эта уникальная методика способствовала тому, чтобы студенты смогли отыскать собственный путь. В школе обучались молодые люди, которые отличались не только возрастом, но и уровнем подготовки. Иттен настоял на том, чтобы «форкурс» проходили все те студенты, которые интересовались искусством.

На «форкурс» отводился всего один семестр. Этого времени вполне достаточно, чтобы молодые люди самостоятельно выбрали наиболее привлекательное направление и материал, который им интересен. На этом же курсе они изучали формы, а также оттенки. Только после этого они отправлялись в те мастерские, в которых рассказывали правила работы с выбранным материалом.

«Чтобы студенты активно развивали чувство единства всех форм, я подготавливал специально для них шрифтовые упражнения. Мне хотелось, чтобы поработали с определенными формами, уникальными шрифтами. Они пользовались принципами круга, квадрата или же треугольника».

Дополнительно организовывались перерывы, чтобы студенты заняли определенными дыхательными упражнениями, медитировали. Еще одно интересное направление – художественная грамота. Здесь молодые люди двигались, пытались почувствовать чувство ритма.

В 1923 году Иттен ушел из школы. Вместо него начал преподавать Л. Мохой-Надь. В дальнейшем его сменил Д. Альберс (знаменитый дизайнер и уникальный художник).

Организованная в Веймаре (1923 год) выставка

Приблизительно через четыре года после того, как открыли школу Баухауза, правительство Тюрингии начали проявлять особый интерес к этому учебную учреждению. Власти не понимали, действительно ли стоит тратить средства на эту школу. Чтобы продемонстрировать то, чем занимаются студенты, какой ценный опыт они получают, в 1923 году на территории Веймара организовали уникальную выставку. Организаторы постарались продемонстрировать разнообразные работы обучающихся людей.

Одним из наиболее интересных экспонатов, представленных на этой выставке, стал дом Хауз-ам-Хорн. С его помощью постарались продемонстрировать особенности функционального строительства. В этом доме присутствовало все то, что требовалось современному человеку для жизни. На возведение жилого дома уходило немного средств. Для этих целей применялись экологически чистые материалы. Все это позволило наглядно продемонстрировать принципы учебного учреждения Баухауза.

Появление театрального курса

Основная причина, почему решили организовать в школе Баухауза еще один курс, – потребность в формировании дружеских отношений между сотрудниками школы и учениками. В театре планировали использовать уникальные художественные приемы, различные законы оптики и механики.

Постановку «Триада» в 1922 году смогли посмотреть все желающие. Для этого необходимо было отправиться в Штутгарт и посетить Национальный театр. Специально для этой постановки известный художник из Германии О. Шлиммер подготовил несколько уникальных костюмов-форм. Например, им разработаны такие костюмы как «Технический организм», «Вращающаяся архитектура», «Метафизическая выразительная форма» и «Марионетка».

Шлеммер принимал активное участие в оформлении сцены театра, расположенного в Дессау. Немецкий художник начал активно сотрудничать со школой Баухауза в 1920 году. Кстати, этот же мастер занимался подготовкой логотипа для данного учебного учреждения.

Особенности работы курсов

В школе Баухауза работало множество экспертов и специалистов. Каждый использовал собственный подход как к преподаванию теоретической части, так и к проведению практических занятий. Чтобы лучше раскрыть личность студента, организовывались танцы, курсы по рисованию, пению. Дополнительно проводили и психологические практики. Все это поспобствовало раскрытию творческого потенциала обучающихся в школе.

О том, какие работы придумали в школе, рассказывали ранее. Но в процессе обучения студенты создавали и множество других работ, а также набросков. О них следует поговорить более детально.

В 1922 году в учебное учреждение пришел В. Кадинский. Со временем он стал помощником Гропиус. Эту должность он занимал примерно до 1933 г. Его занятия пользовались особой популярностью, поскольку он рассказывал об особенностях теории цвета, правилах художественного проектирования, а также аналитическом рисунке.

«Теория гармонизации» – довольно популярный предмет в школе Баухауза. Преподаватель – Г. Грунов (известный композитор из Германии). Он считал, что для развития чувствительности, самовыражения необходимо постоянно выполнять определенные логические упражнения, развивать чувство формы, цвета, а также звука. Все это положительно повлияет на развитие личности.

Основная задача, которую перед собой ставил П. Клее, заключалась в том, что студенты должны изучить особенности работы с формами, материалами, оттенками. Он прилагал все усилия, чтобы занятия проходили в спокойной обстановке.

Танцы с уникальными музыкальными вечерами

Периодически в стенах школы организовывали разнообразные концерты, музыкальные вечера и танцы. Их посещали не только ученики, но и архитекторы, опытные дизайнеры, преподаватели и многие другие.

Неотъемлемой частью жизни молодых людей, которые обучались в школе Баухауза, являлись занятия спортом. Все это положительно влияло на их состояние, развитие.

«У каждого преподавателя свой стиль и свое понимание прекрасного»…

Фестивали и интересные вечера организовывали довольно часто. Поводы были разнообразными.

Школа Баухауза в Дессау (с 1925 по 1931 гг.)

В Дессау студенты проходили обучение в новом здании. Кстати, его проектированием занимался сам Гропиус. В этом строении присутствовала зона с несколькими мастерскими, учебными классами. Дополнительно здесь обустроили сцену, довольно большой зал, в котором принимали пищу студенты. В состав комплекса входила административная зона и около 28 апартаментов. На возведение этого строения ушло не более 12 месяцев.

После того как школа Баухауза «перебралась» в Дессау, в ранее подготовленное расписание внесли некоторые изменения. В одном классе работал только один преподаватель. Увеличили численность направлений, например, открыли курс верстки, а также типографии.

Преподаватели школы Баухауза в 1925 году приняли решение о том, что вместо прописных букв будут использовать соответствующий шрифт Universal. Его разработал и внедрил графический дизайнер из Австрии Г. Байер. Но в Германии этот шрифт особой популярностью не пользовался.

Закрытие школы Баухауза

Должность директора Гропиус занимал около девяти лет. Вместо него в 1928 году пришел Х. Майер. Ранее он курировал работу курса архитектуры.

Майер проработал только два года. Все потому, что у него возникли некоторые сложности с местными властями. Новый руководитель – Л. Роэ. Именно при нем школу Баухауза и закрыли в 1933 году.

Здание, в котором ранее располагалось учебное учреждение, отдали национал-социалистической партии. Сейчас это строение получило название «Белый город», является всемирным культурным наследием ЮНЕСКО.

Какую пользу принесла школа Баухауза?

На обложке книжного издания «Баухауз 1919-1928 гг.», которая подготовлена художником Байером из Австрии, представлен текст. Приведем из него некоторые фрагменты:

• Школа понимает ценность машин. Этот инструмент достоин художника.

• Учебное учреждение Баухауза способно разработать хороший дизайн, который идеально подходит для массового производства.

• В школе Баухауза обучаются талантливые молодые люди.

• Огромную пропасть между промышленностью и творческими людьми можно преодолеть именно в Баухаузе.

• Школьное учреждение полностью стирает грани между «прикладным», а также «изобразительным» искусством.

• Учебное учреждение Баухауза понимает, что обучить человека творческой изобретательности невозможно.

• Строение Баухауза, расположенное в Дессау, – это лучшее архитектурное сооружение, которое появилось в 20-ых годах прошлого века.

• Именно в школе Баухауза появились инновационные виды красоты.

• Школа повлияла на архитектуру и на другие направления искусства практически во всех странах мира.

Многие принципы и идеи, разработанные в школе Баухауза, используются до сих пор. Придуманные студентами и преподавателями этого учебного учреждения предметы мебели, строения используются и сейчас.