Модернистская архитектура всегда привлекала к себе внимание. Над ее созданием работали многие, но величайшим представителем этого архитектурного направления является американский архитектор Б. Юймин.
Мастер родился в апреле 1917 года на территории Гуанчжоу. Через время вместе с родителями переехал изначально в Гонконг, а потом и в Шанхай.
Чтобы стать архитектором, Бэй поступил в «Гарвардскую высшую школу». Здесь он проходил обучение у нескольких бывших мастеров Баухауза. Особое внимание молодой человек уделял работам М. Брейера и В. Гропиуса.
Б. Юймину всегда нравился модернизм. Спроектированные им здания нельзя назвать традиционными, ведь у американского архитектора был собственный стиль. Он отдавал предпочтение простой геометрии, а также постоянно стремился к монументальности.
Юймину не пришлись по душе тенденции единообразия, а также глобализма (основные черты интернационального архитектурного стиля). Он отмечал, что необходимо комплексно развивать архитектуру, внимательно относится к «цели, месту, а также временному промежутку».
Довольно часто Б. Юймин, разговаривая со своими китайскими коллегами, отмечал необходимость популяризации национальных архитектурных традиций. Ведь многие в тот период активно поддерживали западные.
Все проекты, подготовленные Юймином, – это баланс между азиатским консерватизмом, а также инновационными технологиями. Подобный подход архитектор использовал, проектируя музейные комплексы, небоскребы и другие объекты. Мастер прикладывал максимум усилий, чтобы сформировать «идейную архитектуру».
Б. Юймин за весь период подготовил и реализовал большое количество классических и нестандартных проектов. В их число вошли религиозные сооружения, разнообразные музейные комплексы, а также библиотеки, ТЦ, небоскребы. Построенные по его проектам объекты рассредоточены по всему миру.
Свою деятельность Юймин начинал в Нью-Йорке. В тот период он работал обыкновенным застройщиком. С течением времени Б. Юймин стал уважаемым и знаменитым архитектором. Кроме того, он являлся лауреатом Притцкеровской премии. Известный американский архитектор, имеющий китайское происхождение, дожил до 102 лет и умер в 2019 году. У мастера было множество уникальных работ. Мы же выбрали десять наиболее интересных и значимых проектов, созданных последним великим архитектором-модернистом современности.
1. Мемориальная часовня Люс
Месторасположение: г. Тайчжун (Тайвань)
Ввели в эксплуатацию: 1963
Данный проект американский архитектор подготовил и реализовал в тот момент, когда популярность только начала к нему приходить. Сейчас часовня Люс является основной достопримечательностью расположенного в Тайчжун вуза. Строительством данного университета занимались методистские миссионеры.
Основание этой часовни чем-то напоминает неправильный шестиугольник. В состав объекта введено четыре плоскости, расположенные под определенным углом. Высота каждой из них составляет около 19 метров. С внешней стороны объект облицован глазурованной плиткой (форма – ромб).
Особое внимание американский архитектор уделил выбору дизайна. Он постарался учесть природные особенности страны. Например, для конструирования стен использован железобетон, который не разрушается даже при сильном землетрясении. Помимо этого, материал нормально переносит длительный контакт с влагой.
2. Лаборатория Меса
Месторасположение: штат Колорадо (Америка)
Ввели в эксплуатацию: 1967
Находится этот объект на территории «Национального центра атмосферных исследований». Для строительства лаборатории Меса выбран расположенный у подножия скалистых гор участок. Кстати, именно этот архитектурный объект и принес Б. Юймину популярность, а также признание.
Разрабатывая проект, мастер постарался совместить инновационные технологии и традиции. Он не раз отмечал, что ни одно строение не может успешно конкурировать с природой.
Здание состоит из незаконченных, а также абстрактных линий и форм. Со стороны лаборатория Меса довольно сильно напоминает скалу. Чтобы объект органично вписывался в окружающую среду, для строительства использовали бетон, смешанный с розовым песчаником. Это позволило получить уникальный оттенок.
3. Восточное крыло «Национальной галереи искусства»
Месторасположение: Вашингтон (Америка)
Ввели в эксплуатацию: 1978
Чтобы новое крыло «Национальной галереи искусств» органично вписалось в общую архитектурную композицию, для его строительства использовался розовый теннесский мрамор. Именно этот материал применяли для конструирования некоторых других объектов, входящих в состав галереи. В процессе мастер постарался создать максимально комфортный и социально значимый музейный комплекс. Здесь появилось общественное пространство, заведение общественного питания, а также книжный магазин, иное.
Помещение отличается довольно большой площадью. Оно дополнено стеклянными сводами, расположенными на высоте в 16 метров. Через стеклянную поверхность внутрь помещения проникает большое количество света. Кстати, именно Юймин приложил немало усилий, чтобы в американском музейном комплексе вновь появилось естественное освещение.
4. Библиотека им. Д. Ф. Кеннеди
Месторасположение: Бостон (Америка)
Ввели в эксплуатацию: 1979
Библиотеку возвели в память об американском президенте Д. Ф. Кеннеди. Объект представлен в виде треугольной башни, для создания которой использовались разнообразные геометрические формы и фигуры. В центральной части сосредоточили подготовленный из стекла куб. Поднимаясь на данную конструкцию, можно осмотреть окрестности и увидеть Массачусетский залив.
Проектирование этого объекта изначально планировали доверить таким архитекторам как Л. Роэ и А. Аалто. В тот период о Б. Юймине практически никто не знал, но семья Кеннеди отдала предпочтение именно Бэю.
Они сделали выбор в его пользу после того, как американского президента убили. Поскольку практически на каждом этапе возникали некоторые сложности с финансированием, на реализацию этого проекта ушло около шестнадцати лет.
5. Башня Банка Китая
Месторасположение: Гонконг (Китай)
Ввели в эксплуатацию: 1982
Высота башни составляет 367 метра. Ее возвели свыше тридцати лет назад. Несмотря на то, что на территории Гонконга имеется немало интересных архитектурных строений и сооружений, именно этот объект пользуется особой популярностью. С внешней стороны башня довольно сильно напоминает бамбуковые побеги (именно это растение и символизирует традиционные китайские ценности).
Чтобы обеспечить устойчивость строения, создали пять огромных колонн, изготовленных из стали. Они расположены по углам строения. Для равномерного распределения нагрузки в состав ввели треугольные каркасы. С их помощью соединяется само здание и опоры. В процессе строительства этой башни использовалось большое количество стекла, поэтому внутрь объекта попадает большое количество света.
Но вот одобрения со стороны специалистов по фэн-шую эта башня не получила. Ее активно критиковали. Отмечали, что в состав объекта входит множество острых углов, а также формы «Х». Все это негативно влияет на окружающую среду.
6. Зал славы рок-н-ролла
Месторасположение: Массачусетс (Америка)
Ввели в эксплуатацию: в 1983 году
Данный музейный комплекс и зал славы посвящен тем людям, которые в свое время сформировали историю этого музыкального движения. Чтобы создать уникальный объект, Б. Юймин применил инновационный архитектурный словарь. Архитектор приложил максимум усилий, чтобы отобразить в архитектуре все особенности рок-н-ролла.
Объект включает башню (высота – около 50 метров), на которой расположено две крупногабаритных пирамиды из стекла. Все это позволило создать огромное выставочное пространство. В его состав вошел атриум, дополненный несколькими переходами, шикарными лестницами, балконами открытого типа и эскалаторами. Для отделки строения использовались панели из металла.
7. «Большой Лувр»
Месторасположение: Париж (Франция)
Ввели в эксплуатацию: 1993
Б. Юймин проектировал не только пирамиду, из которой сделали парадный вход. Он создал уникальную систему галерей, несколько больших хранилищ, а также оформил переходы. На реализацию столь масштабного проекта ушло свыше 10 лет, а также 1 000 000 евро.
Изначально стеклянную пирамиду Юймина активно критиковали, но с течением времени ее стали считать символом Франции.
8. Музей Михо
Месторасположение: Киото (Япония)
Ввели в эксплуатацию: 1997
Для строительства этого музейного комплекса выбран участок в труднодоступной горно-лесистой местности. Большая часть объекта (около 75%) расположена под землей. Такой подход архитектор использовал для того, чтобы объединить музей и природу вокруг. При проектировании музея архитектор ориентировался на храмы, которые расположены в этой местности.
Для конструирования крыши использовали особо прочную сталь, а также стекло. Для отделки внешних и внутренних поверхностей использовали французский известняк бежевого цвета. Кстати, этот материал и ранее использовался мастером для отделки Лувра.
9. Музей исламского искусства
Месторасположение: Доха (Катар)
Ввели в эксплуатацию: 2006
Чтобы подготовить уникальный проект, Юймин потратил около шести месяцев на посещение стран в Африке и Азии. Это позволило ему детально изучить особенности мусульманской архитектуры.
Для размещения музейного комплекса выбран участок на искусственно созданном в Персидском заливе острове. Для его строительства пользовались блоками из известняка. В состав сооружения введена и навесная стена, изготовленная из стекла.
10. Музей Сучжоу
Месторасположение: Сучжоу (Китай)
Ввели в эксплуатацию: 2006
Этот масштабный проект стал одним из последних. Мастер завершил его в 89 лет. Отличительная особенность объекта – объединение строгих геометрических и уникальных пирамидальных форм. Б. Юймин приложил максимум усилий, чтобы сформировать новую китайскую архитектуру.