Известно немало заслуживающих особенного внимание фигур, связанных с зодчеством XX-XXI веков. Как и везде, в японской архитектуре возникали весьма необычные течения, одно из которых имело название метаболизм. С момента появления уникальной стилистики и при ее развитии тенденции подверглись процессу глобализации. Поэтому в дальнейшем самобытный метод возведения домов отнесли к позднему модернизму, считая западное и восточное направления схожими по звучанию.
Ярким представителем течения выступил родившийся в Японии архитектор Арата Исодзаки. В числе его проектов обычно выделяют 10 основных, характеризующих творчество. Многогранная манера воплощать замысел в реальность включает разнообразные японские традиции, основанные на философии.
Помимо Арата Исодзаки стиль под названием метаболизм формировали и другие представители архитектуры «Страны восходящего солнца», предлагавшие целый ряд инновационных идей. Разрабатывались структуры, объединяющие жизнь множества людей в ограниченном пространстве.
Исодзаки обучался в Токийском университете и успешно закончил его. Одним из преподавателей был Кэндзо Тангэ – руководитель перестройки разрушенной Хиросимы. Имя учителя тоже числится среди типичных представителей течения метаболизм. Работая далее в собственном архитектурном бюро, А. Исодзаки занимался восстановлением разрушенного бомбардировкой города. Ставший впоследствии знаменитым проектировщик зданий был впечатлен событиями в Хиросиме. Именно так он получил мотивацию на создание архитектуры практически «из ничего».
Постоянной оставалась тенденция всегда соответствовать современности. Для этого архитектор выступает новатором, изобретает то, чего еще не было в мировом опыте. Он также разговаривает на нескольких языках. Проявляется и прежнее пристрастие к метаболизму.
Время от времени Арата включает стиль в свои решения. Собранные из модулей строения имеют сходства с живыми существами. Позже их можно достраивать, обновлять, модернизировать по аналогии с процессом регенерации в жизни.
Восточный архитектор А. Исодзаки стал первым, чьи замыслы вышли за пределы страны при своей реализации. Так удалось проявить себя не только дома, но и оставить внушительный след на Западе.
Библиотека японской префектуры Оита
Место расположения: Оита, остров Кюсю, Япония
Год возведения: 1966
Используемые материалы: бетон
Творческая реализация пути началась с создания библиотеки в родном поселении. Арата вдохновился возможностью проводить аналогию с анатомией при проектировании сооружений. Здание было похожим на скелет, обладающий потенциалом развития, роста. Архитектор подчеркивал мысль: статичность в планировании городской застройки – не единственное решение. Каркасом выступили балки из бетона с трубчатой структурой. Оставив их открытыми, Исодзаки обеспечил возможность продолжить конструкции, включить в них все необходимые коммуникации.
Уже на этом этапе происходило слияние культуры и зодчества. Метаболизм совмещался с постмодернизмом, одновременно отражая японское и западное направления. Здание, появившееся после разрушения Хиросимы, было научно-фантастическим по своему облику. Оно до сих пор выделяется из всех других работ Исодзаки.
Культурный комплекс Art Tower, посвященный искусству
Местоположение: центр города Мито, Япония
Дата открытия: 1990
Используемые материалы: сталь, титан, железобетон, стекло
Крупный японский город Мито в 1990 г. украсил художественный комплекс в виде направленной в небо спиральной башни. Art Tower, созданная из стали с титановым покрытием, стекла, железобетона представляет собой культурный центр и точку наблюдения с обзором окрестностей. Возведение приурочили к празднованию столетия населенного пункта.
Архитектор получил вдохновение от работы скульптора К. Бранкузи «Бесконечная колонна», а также от инноваций коллеги Бакминстера Фуллера, практикующего технический стиль. Творение Исодзаки вышло спонтанным и причудливым, напоминающим робота-кобру. Закручивающаяся спиралью башня похожа на огромную декорацию к кино.
В составе конструкции 56 серебристых треугольных панелей, направленных в различные стороны. Art Tower освещает окрестность, отражая солнечные лучи. Ночью включается подсветка, выделяя сооружение на фоне окрестности.
Для художника по его собственным словам было важно столкновение социума с тем, чего общество ранее не знало. В здании работает концертный зал, идет театральная деятельность, функционирует галерея искусства современности. В популярном среди приезжих и коренных обитателей города месте часто проходят выставки изобразительного искусства разных стран.
Палау Сант Жорди – дворец спорта
Местоположение: город Барселона, столица одноименной провинции в Испании
Дата возведения: 1992
Используемые материалы: стекло, керамика, кирпич
Грандиозное сооружение рассчитано на 17 тысяч человек. Проект создавался к дате проведения Олимпийских игр. Изначально возводилась крыша из кирпича в виде купола, поэтому процесс осуществлялся сверху вниз. При этом стадион хорошо просматривался из любой точки. Часть сооружения решили разместить под землей, чтобы не закрывать красивый вид на склон горы Монжуик.
Пространство дворца предназначено для проведения практически всех видов спортивных состязаний. Но также оно используется под концерты, выставки художников. Стадион создает впечатление воздушной легкости. Крышу поддерживают многочисленные колонны по периметру. Здесь же имеется башня Calatrava, ставшая символом Олимпиады в Барселоне. Проект предусматривал исключить столпотворения. Потоки людей грамотно разводятся с помощью переходов, лифтов.
Исодзаки относился к аналогичным проектам, появляющимся в мире, с особенной критикой, хотя сам создал такой стадион. Токийский вариант олимпийского спортивного сооружения Захи Хадид он сравнил с черепахой, стремящейся уплыть из Японии, дождавшись потопа. Он также подписался под текстом открытого обращения архитекторов, где сооружение Хадид называли ошибкой и пренебрежением по отношению к грядущим поколениям.
Kyoto Concert Hall
Местоположение: город Киото, остров Хонсю, Япония
Дата возведения: 1999
Используемые материалы: стекло, кирпич
Концертный зал в городе Киото разместили по соседству с библиотекой, а также ботаническим садом. Исодзаки задумал соединить в одно целое различные геометрические формы путем комбинирования. Внутри цилиндрическая башни размещается рампа. Далее посетители проходят в концертное пространство, конструкцию которого держит призма. Уличный фасад украшается волновым орнаментом под прозрачным стеклом. В фойе также присутствуют фигуры в виде цилиндров, кубов.
Входные двери скрываются в обратной части сооружения. Применена хитрость: от улицы посетители идут в здание, минуя красивый пруд. Стоит упомянуть изречение Исодзаки, согласно которому творческий подход в США основан на оригинальности. А вот японцы способны быть креативным, обходясь без этого свойства. На архитектора постоянно влияют древние традиции, что, например, проявляется в окраске. Цвет башни указывает на специальный метод обработки древесины, свойственный городским домам Киото в старину. Это также особенная форма мостика на пруду. Обычно так оформляется дорога к саду.
Гималаи-центр
Местоположение: город Шанхай, КНР
Дата возведения: 2010 г.
Используемые материалы: бетон, стекло
Гималаи-центр в китайском морском порту Шанхае построен при вдохновении А. Исодзаки, полученном от природы. Архитектор специально изучал практику обустройства пространств фэншуй. Результатом стало здание с большим количеством свободного места. Применяя конструкции из бетона, проектировщик использовал свои излюбленные приемы.
Многофункциональный Гималаи-центр разместился около главного парка в знаменитом новом районе Пудун. Его иначе именуют «бетонным лесом», так как по замыслу создавалась имитация древесной растительности. Контрастными элементами выступают офисные прозрачные кубы. На основании здания стоят две отличающиеся по уровню и конфигурации стеклянные башни.
Во внутреннем пространстве располагаются торговые предприятия, зал для концертов, музей искусства, две гостиницы, театр и офисные помещения. Перемещаясь между большими зонами, посетители идут через скульптурный лес, представляющий собой фасад. У всех создается впечатление нахождения в пещере.
Библиотека MABIC
Местоположение: город Маранелло, север Италии
Дата открытия: 2011 г.
Используемые материалы: бетон, стекло
Помимо собственного бюро А. Исодзаки в проектировании здания для публичного учреждения участвовал итальянский зодчий Андреа Маффеи. Совместный труд дал результат в виде светлого внутреннего пространства. Здание вписывалось в историческую обстановку, не нарушая ее.
Библиотека отделяется в скрытую уютную зону высокими стенами. Внутри полы и мебель выполнены в белых тонах. Через прозрачную мембрану фасада видна окружающая территория. Рядом созданы красивые водоемы, также имеющие назначением отражать свет и все расположенное поблизости.
Исодзаки всегда нравилось строить из бетона. В двухэтажном сооружении размещены лекционные и читальные залы, архивы. Пара читален организована в подвале, где также работает кафе. Здесь отсутствует обычная давящая атмосфера, запах старой бумаги. Скорее учреждение похоже на культурный и социальный центр, чем на типичную библиотеку. Но это не мешает успешно погрузиться в чтение, забыв о суете.
Офисный центр D38
Местоположение: город Барселона, испанское побережье Средиземного моря
Дата возведения: 2011 г.
Применяемые материалы: бетон, стекло
В период 2011 г. офисный район Барселоны подвергся плановой застройке. Именно тогда было возведено здание D38 из стекла. Общая площадь внутреннего пространства составляет примерно 70 тыс. кв. м. По замыслу архитектора имеется целый ряд вариантов пользования офисами, которые также подлежат модернизации. Снова творение Исодзаки характеризует большое количество незанятого пространства при наличии естественного света.
Различные по цветовой гамме фасады не слишком бросаются в глаза. Обладая нейтральной геометрией, они позволяют сосредоточиться на работе. Все здание составлено из пристроенных к соседним домам стеклянных блоков, создающих озелененную террасу открытого типа. При отсутствии основания здания и опор от внешнего вида остается впечатление «парения» в воздухе.
Конференц-центр в Дохе
Местоположение: город Доха, Катар
Год возведения: 2013
Применяемые материалы: бетон
В столице Доха ближневосточного государства Катар японский архитектор спроектировал конференц-центр для национального использования. Здание из бетона начало функционировать в 2013 году. Вновь реализована идея «каменного леса» с похожими на древесную растительность колоннами.
Конференц-зал рассчитан на 10 тысяч присутствующих. В здании организована эффективная энергетика с применением ультрасовременных методов сбережения воды, электричества. Солнечные панельные батареи представляют собой часть дизайна. Повсеместно на потолках (и не только) работают сенсоры движения, включающие свет.
Исодзаки смог достичь соединения архитектуры с природой при создании самого крупного на Ближнем Востоке конференц-центра. Помимо собраний, здание используется для проведения торжеств, выставок.
Ark Nova Concert Hall
Местоположение: Япония
Год возведения: 2013
Используемый материал: ПВХ
Ark Nova Concert Hall – созданный из ПВХ зал для концертов с возможностью транспортировки. Надувное сооружение появилось в 2013 году. Исодзаки заботили общепланетные проблемы в виде цунами, землетрясений. Ведь пару лет назад подобные катаклизмы потрясли Японию. Мобильный зал архитектор разработал совместно с художником Капуром. Затем его начали отправлять в пострадавшие регионы для проведения концертов. Скамейки решили сделать из поврежденных огромной волной деревьев.
Не первый раз Исодзаки художественно выражает надежду на нормальную жизнь после катастрофических последствий. Объект «флекси-архитектуры» может перемещаться, претерпевать трансформацию отдельных частей. При этом учитываются свойства окружающей среды. Надувной павильон из ПВХ на 500 зрителей является крупнейшим в своем роде. Материалы легко разворачиваются и складываются, поэтому легки в транспортировке.
Шанхайский симфонический концертный зал
Местоположения: город Шанхай, Китай
Год возведения: 2014
Из чего построен: кирпич, дерево, бамбук
Концертный зал для серьезной музыки выстроен к 2014 г. в Шанхае по проекту А. Исодзаки. Открытие приурочили к 135 годовщине Шанхайского оркестра, самого старого в Азии. Коллектив при исполнении китайских произведений включает также западные традиции, сохраняя их. Рядом со зданием находится консерватория. Множество музыкальных, книжных магазинов участвует в формировании культурного квартала.
Превосходная акустика в зале с нужным балансом звука создана при использовании новых технологий. Настроенные на правильный звук панели оснащены встроенным освещением. Здание устанавливалось на пружины, благодаря чему вибрации от перемещающихся снизу подземных поездов компенсируются. Доски с оплеткой из бамбука обладают декоративной отражающей способностью. Сцена сооружалась из кипариса.
Внешний облик составляют конструкции, выполненные из кирпича. Терракотовый цвет сочетается с окружающей растительностью. В результате получается иллюзия китайского сада. Репетиционная площадка вмещает 1200 человек, а центр записи – 400. Для всеобщего комфорта имеются кафе, салон, магазин, функционируют выставочные и лекционные помещения.